в организацию
8 (800) 550-07-93
Порядок первоначальной постановки граждан на воинский учет определяется Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ (далее -Федеральный закон); Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением правительства РФ от 27 ноября 2006 г. №719.
Согласно ст.9 Федерального закона первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет. Первоначальная постановка на воинский учет лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, граждан, проживавших за пределами Российской Федерации и прибывших для постоянного проживания в Российскую Федерацию, а также граждан, которые по каким-либо причинам не явились в установленные сроки для первоначальной постановки на воинский учет, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года.
Федеральный закон обязывает должностные лица организаций или образовательных учреждений обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в этих организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет. На практике данная норма закона реализуется следующим образом. Руководители образовательных учреждений в согласованные с военным комиссариатом дни организованно направляют учащихся, которым исполнилось или в текущем году исполняется 17 лет, в военный комиссариат, где проводятся мероприятия, связанные с постановкой их на воинский учет. Что же касается граждан, которые не учатся, то при получении повестки военного комиссариата они обязаны самостоятельно лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет. Комиссии по постановке граждан на воинский учет создаются в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской федерации) по представлению военного комиссара.
В состав комиссии входят: должностное лицо военного комиссариата района - председатель комиссии; представитель местной администрации; специалист по профессиональному психологическому отбору; секретарь комиссии; врачи-специалисты.
Основными задачами комиссии являются организация медицинского освидетельствования граждан, с целью определения их годности к военной службе по состоянию здоровья, а также проведение мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям.
Медицинское освидетельствование граждан, подлежащих постановке на первоначальный воинский учет, осуществляется в соответствии с Положением о военно-врачебной комиссии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. №123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", Приказом Минобороны РФ и Минздрава РФ от 23 мая 2001 г. №240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе".
Медицинское освидетельствование граждан проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей. Персональный состав врачей - специалистов - членов комиссии и среднего медицинского персонала, согласованный с руководителем территориального органа управления здравоохранением, утверждается решением главы органа местного самоуправления.
Всем гражданам, подлежащим первоначальной постановке на воинский учет, до начала медицинского освидетельствования по направлению военного комиссариата проводятся диагностические исследования: флюорографическое (рентгенологическое исследование органов грудной клетки в двух проекциях, анализ крови и мочи. В день обследования проводится измерение роста и массы тела.
Врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям:
Гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.
При возможности завершить медицинское обследование (лечение) гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в медицинском обследовании (лечении) с указанием срока явки на повторное медицинское освидетельствование.
Комиссией по постановке граждан на воинский учет организуется проведение мероприятий по профессиональному психологическому отбору при первоначальной постановке на воинский учет. При этом мероприятия социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования могут проводиться заблаговременно в период подготовки к первоначальной постановке граждан на воинский учет в военном комиссариате или образовательных учреждениях с привлечением психологов этих учреждений. Но заключение о профессиональной пригодности граждан к подготовке по военно-учетным специальностям и обучению в военно-учебных заведениях и учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования выносится непосредственно при их первоначальной постановке на воинский учет.
По завершению первоначальной постановки гражданина на воинский учет комиссия должна принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.
При этом на воинский учет решением комиссии по постановке граждан на воинский учет ставятся все граждане, подлежащие постановке на воинский учет и прошедшие комиссию, проживающие на территории соответствующего муниципального образования, независимо от категории их годности к военной службе по состоянию здоровья, в том числе и направленные решением комиссии на медицинское обследование. Но в отношении граждан, признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровью, комиссия принимает решение о вынесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса о зачислении их в запас, а в отношении граждан, признанных не годными к военной службе, - о вынесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса об освобождении их от исполнения воинской обязанности. В отношении граждан, направленных на медицинское обследование, решение о годности к военной службе принимается после прохождения ими медицинского обследования и повторного прохождения комиссии по постановке граждан на воинский учет.
Председатель комиссии или по его поручению секретарь комиссии обязаны объявить гражданину решение комиссии. В день прохождения комиссии ему под личную подпись выдается удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в котором проставляется оттиск штампа военного комиссариата о постановке на воинский учет, а также разъясняются правила воинского учета и ответственность за их нарушение, доводится порядок подготовки к призыву на военную службу и предварительный срок явки в военный комиссариат (на призывной пункт) для прохождения им призывной комиссии.
Как правило, первоначальная постановка граждан на воинский учет проходит спокойно и не вызывает серьезных претензий к военным комиссариатам со стороны призывников и их родителей. Однако в отдельных случаях возникает непонимание, между родителями призывников и представителями комиссии по постановке на воинский учет. Основных причин этого на наш взгляд две. Во-первых, слабое знание призывниками, их родителями, а так же работниками военного комиссариата законодательства Российской Федерации. А это порождает с одной стороны неправомерные требования к работникам военного комиссариата, с другой - неумение аргументировано обосновать правомерность своих действий и решений призывникам. Во-вторых, нежелание работников военного комиссариата внимательно выслушать доводы призывников или их родителей, терпеливо разъяснить им, в чем они возможно не правы, а в случае их правоты извиниться и изменить свое решение.
Вопросы:
Надо обязательно постараться прибыть в указанные выше сроки в военный комиссариат и встать на воинский учет. Это, прежде всего, в ваших интересах. Военный комиссариат независимо от того стоите вы на воинском учете или нет все равно будет вызывать вас для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, когда вам исполнится 18 лет. А для вас отсутствие удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, может создать серьезные проблемы при поступлении в учебное заведение после окончания школы, а также при устройстве на работу. Следует помнить, что неявка гражданина, обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата без уважительной причины, согласно ст. 21.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
2. Могут ли интересы призывника при первоначальной постановке его на воинский учет представлять его родители или любой другой представитель по доверенности?
Призывник имеет право иметь своего представителя. При этом полномочия представителя должны быть определены в нотариально заверенной доверенности. Следует помнить, что согласно Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" гражданин обязан лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет. Он обязан лично пройти медицинское освидетельствование, лично ему должно быть объявлено решении комиссии по постановке на воинский учет.
3. Надо ли при прохождении медицинского освидетельствования представлять врачам какие-либо медицинские документы? Надо ли проходить дополнительное медицинское обследование по направлению военного комиссариата?
Обязательно. Необходимо представить медицинскую карту развития ребенка. Если вы проходили какие либо медицинские обследования в специализированных медицинских учреждениях , лечились в стационаре, вам необходимо представить медицинские документы с результатами обследования, рентгеноскопические снимки, выписные эпикризы и т.п., а также ксерокопии данных документов. Это поможет врачу-специалисту полно и объективно оценить степень годности вас к военной службе, а также в случае необходимости направить вас на дополнительное медицинское обследование или лечение. Следует помнить, что уклонение от медицинского обследования по направлению комиссии по постановке на воинский учет, согласно ст. 21.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
4. Что необходимо делать если призывник не согласен с заключением медицинской комиссии?
Гражданин может обжаловать вынесенное медицинской комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию, или в районный суд. Кроме того, при несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы комиссии по постановке граждан на воинский учет, он также имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. №574 "Об утверждении Положения о независимой военно-врачебной экспертизе и о внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе".
В соответствии с п1. ст.25 Федерального закона призыв на военную службу граждан, не прибывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Исключение составляют:
Эти исключения связаны с особенностями климатических условий в районах Крайнего Севера, необходимостью привлечения максимального количества работников для проведения посевных и уборочных работ, а также необходимостью завершения годового учебного цикла в образовательных учреждениях.
Сроки призыва, установленные Федеральным законом, могут быть изменены только в случае внесения установленным законом порядком изменений в данный Федеральный закон. Ни Президент РФ, ни Правительство РФ, ни призывные комиссии, ни военный комиссар не вправе изменять сроки проведения призыва на военную службу.
2. Может ли призывник быть отправлен для прохождения военной службы после указанных сроков, если он решением призывной комиссии был призван на военную службу, но по каким-либо причинам не был своевременно отправлен для прохождения военной службы?
Нет, не может. Согласно п.1 ст.26 Федерального закона призыв на военную службу включает и отправку к месту прохождения военной службы. Учитывая, что сроки проведения призыва четко определены Федеральным законом, отправка для прохождения военной службы после указанных сроков недопустима.
3. Подлежат ли призыву на военную службу граждане, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера и не прошедших военную службу по призыву?
Нет, не подлежат. В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон, Федеральным законом от 6 июля 2006 г. №104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву", с 1 января 2008 г. указанные граждане призыву на военную службу не подлежат.
В соотвествии с п.1 ст.22 Федерального закона призыву на военную службу подлежат:
В связи с этим следует однозначно констатировать, что решение о призыве граждан на военную службу может быть принять только после достижения ими 18 лет, и не позднее достижения 27 лет. Но, не смотря на то, что в Федеральном законе однозначно определен призывной возраст для всех категорий призывников (от 17 до 27 лет), данный вопрос часто становится предметом различного рода спекуляций. Периодически (как правило, накануне очередного призыва) появляются слухи об изменении призывного возраста в сторону его увеличения (до 30, а то и до 35 лет). Трудно сказать кто является их источником, но многие граждане введены в заблуждение. На сегодняшний день все спекуляции об изменении призывного возраста не имеют под собой никаких правовых оснований.
Призыв граждан, не пребывающих в запасе, на военную службу согласно п.1 ст.26 Федерального закона включает:
Призыв на военную службу организуют военные комиссариаты при содействии местной администрации, а осуществляют призывные комиссии, создаваемые в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно п.1 ст.27 Федерального закона председателем призывной комиссии является глава местной администрации или иной представитель местной администрации, а в ее состав обязательно включаются должностное лицо военного комиссариата, он же заместитель председателя комиссии, врач, руководящий медицинским освидетельствованием призывников, представитель соответствующего органа внутренних дел, представитель соответствуеющего органа управления образованием, представитель соответствующего органа службы занятости населения.
На призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования призывников и принятию в отношении них одного из следующих решений (п.1 ст.28 Федерального закона):
Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или должностного лица военного комиссариата направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
При принятии решения о призыве на военную службу призывная комиссия должна определить вид и род войск Вооруженных Сил РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых призывники будут проходить военную службу. При этом вопрос о предназначении граждан, призываемых на военную службу, осуществляется с учетом следующих требований:
Статья 23 Федерального закона дает исчерпывающий перечень категорий граждан, которые освобождаются или имеют право на освобождение от призыва на военную службу, а также не подлежащих призыву на военную службу. Согласно пункту 1 указанной статьи от призыва на военную службу освобождаются граждане:
Как правило, именно вокруг вопроса о годности того или иного призывника к военной службе разгораются наиболее жаркие споры между родителями призывников и призывными комиссиями. При этом следует помнить, что работа по организации медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, возлагается на призывную комиссию. А право определять категорию годности граждан к военной службе по состоянию здоровья, предоставлено врачам, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.
В случае несогласия с заключением о годности гражданина к военной службе он вправе обжаловать данное заключение любыми законными способами. Другие основания для освобождения от призыва настолько очевидны, что, как правило, не вызывают сомнений у представителей военных комиссариатов и вопросов у призывников и их родителей. При рассмотрении вопроса об освобождении гражданина от призыва на военную службу призывной комиссии предоставляются подлинники следующих документов:
б) Прошедшего военную службу в другом государстве - выписка из учетного воинского документа с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык или справка из воинской части, в которой гражданин проходил военную службу, с таким же образом заверенным переводом ее. Пункт 2 статьи 23 Федерального закона определяет граждан, которые имеют право на освобождение от призыва на военную службу. Указанные граждане хоть и имеют право на освобождение от призыва на военную службу, но при желании они могут и не воспользоваться данным им правом, т.е. быть призванными на военную службу.
К ним относятся граждане:
Под отсрочкой следует понимать временное освобождение граждан от призыв на военную службу, осуществляемое на основании решения призывной комиссии по основаниями и в порядке, установленным законодательством.
В настоящее время основания для предоставления призывникам отсрочки, а также ее сроки установлены ст. 24 Федерального закона, в соответствии с которой отсрочка предоставляется гражданам:
Остановимся более подробно на условиях предоставления отсрочки по вышеперечисленным основаниям.
Отсрочка от призыва на военную службу по состоянию здоровья предоставляется гражданам, признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, на срок до одного года. При рассмотрении вопроса о предоставлении гражданину отсрочки от призыва на военную службу призывной комиссии представляются подлинники следующих документов:
Субъективное право на отсрочку по этому основанию появляется у призывника лишь после соответствующего заключения военно-врачебной комиссии и вынесения решения об отсрочке призывной комиссией. Призывнику признанному временно негодным к военной службе, при объявлении решения призывной комиссии выдается направление на лечение. После истечения срока временной негодности призывника к военной службе выносится окончательное заключение о его категории годности к военной службе. При рассмотрении вопроса о праве на отсрочку граждан, занятых постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой, или усыновителем (вышеназванный круг лиц является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит), необходимо учитывать ряд существенных условий необходимых для приобретения этого права.
Во-первых, должны отсутствовать другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан. Круг лиц, обязанных содержать этих граждан, определяется в соответствии с Семейным кодексом РФ.
Во-вторых, вышеперечисленные граждане не должны находиться на полном государственном обеспечении. Т.е. данные граждане не должны находиться в домах престарелых и т.п.
В-третьих, отсрочка предоставляется для постоянного ухода лишь за теми категориями граждан, которые нуждаются в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы. Исходя из анализа нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов медико-социальной экспертизы, следует вывод, что такими гражданами могут быть инвалиды 1 и 2 группы. Однако, учитывая, что это прямо не определено законом, нуждаемость в постоянном уходе этих граждан будет определяться органом медико-социальной экспертизы индивидуально. Для получения заключения медико-социальной экспертизы необходимо обратиться в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы по месту жительства призывника.
Данная норма Федерального закона вызывает ряд вопросов, т.к она входит в противоречие с нормами Конституции РФ и Семейного кодекса РФ. Так, согласно п.3 ст.38 Конституции РФ трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Развивая эту конституционную норму п.1 ст.87 Семейного кодекса РФ говорит о том, что трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. При этом согласно п2. ст.9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" нетрудоспособными признаются граждане, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являющиеся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности.
Возникает сомнение возможность граждан исполнять свои законные обязанности по содержанию своих нетрудоспособных родителей в период прохождения военной службы по призыву. Исходя из этого, у родителей появляется право обратиться в суд в защиту своих прав, нарушенных призывом призывом их ребенка на военную службу. Каким образом данная коллизия будет разрешаться, покажет время.
Для предоставления отсрочки по вышеизложенному основанию необходимо представить в призывную комиссию следующие документы:
Военный комиссариат принимает меры по истребованию других документов, подтверждающих отсутствие других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан, независимо от места их проживания. При рассмотрении вопроса о предоставлении гражданину отсрочки от призыва на военную службу в других вышеперечисленных случаях призывной комиссии представляются подлинники следующих документов:
а) Являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан:
Военный комиссариат принимает меры по истребования других документов, подтверждающих отсутствие других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан, независимо от места их проживания;
б) Имеющему ребенка, воспитывающему его без матери:
2) Если он восстановился в том же образовательном учреждении (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных учреждениях после отчисления за нарушение их уставов, правил внутреннего распорядка или по другим неуважительным причинам), при условии, что срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данном образовательном учреждении не увеличивается;
Также отсрочка предоставляется гражданам получающим, получающим послевузовское образование профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования.
Для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу призывной комиссии представляются подлинники следующих документов:
Вопросы:
Имеют в случаях:
Если на момент окончания колледжа им не исполнилось 18 лет (т.е. он не использовал право на отсрочку в период обучения в колледже);
Если гражданин уже использовал право на отсрочку от призыва на военную службу, он имеет право на вторую отсручку, если данный колледж имеет государственную аккредитацию по образовательным программам среднего (полного) общего образования (т.е. данный колледж не дает среднего или начального профессионального образования).
Если же колледж имеет государственную аккредитацию по программам среднего или начального профессионального образования (как правило), права на повторную отсрочку от призыва на военную службу в связи с поступлением в высшее образовательное учреждение гражданин не имеет.
2. Предоставляется ли вторая отсрочка от призыва на военную службу в случае получения специалиста и продолжении обучения по программе магистратуры?
Нет. Вторая отсрочка может быть предоставлена только в том случае, если гражданин получил диплом бакалавра и в этом же году поступил для обучения по программе магистратуры.
3. Имеет ли право на вторую отсрочку от призыва на военную службу гражданин, окончивший среднюю школу в 19 лет, и получивший отсрочку в период учебы, если он поступил в институт?
Да, имеет. Вторая отсрочка от призыва на военную службу ему будет представлена для обучения по программе бакалавриата или программе подготовки специалиста на весь период обучения.
4. Сохраняется ли отсрочка от призыва на военную службу в случае, если гражданин был отчислен из института по собственному желанию и в том же году поступил в другой институт на тот же курс?
Нет, не сохраняется. При отчислении из института по уважительной причине отсрочка сохраняется лишь при восстановлении в этом же учебном заведении, если срок обучения не изменился. Т.е. фактически это восстановление в том же ВУЗе, в году отчисления и на том же курсе.
5. Сохраняется ли право на отсрочку от призыва на военную службу в случае перевода гражданина с 3 курса одного института на первый курс другого института по программе того же уровня?
Может сохраняться в случае, если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка для обучения, не увеличится, либо увеличится не более чем на один год. Однако на практике такое вряд ли возможно, т.к. сроки подготовки по программам (бакалавриата, подготовки специалиста, магистратуры) почти во всех ВУЗах одинаковые.